Разрешение полетов BVLOS в скором времени изменит индустрию беспилотников

размещено в: Новости, Статьи | 0

Полеты по BVLOS (Beyond Visual Line of Sight) или, в русской версии,  по ППП (Правила Приборного Полета) представляют собой огромное поле возможностей для индустрии беспилотных авиационных систем. BVLOS относится к таким беспилотным полетам, которые выполняются за пределами видимости пилота (в отличие от полетов по ПВП – Правилам Визуального Полета или полетов по VLOS, которые выполняются в зоне видимости пилота). С применением новых технологий слежения полеты по BVLOS стали возможны, но в ряде стран они либо вообще не разрешены, либо сильно ограничены. Алан Перлман, основатель UAV Coach, провел исследование нормативной базы по BVLOS-полетам в 13 государствах. 

Когда полеты по BVLOS будут разрешены в широких масштабах, мы можем предположить, что начнется настоящий бум. И это будет еще один бум в дополнение к текущему молниеносному взлету популярности дронов, в первую очередь потому, что функции, которые они на себя берут, увеличиваются с каждым днем. Поэтому споры и дискуссии о необходимости BVLOS не утихают. Как известно, Часть 107 Федеральных авиационных правил FAA в США не позволяет выполнять операции BVLOS. Однако, ошибочно полагать, что этот запрет будет действовать всегда – FAA с 2016 придерживается новых облегченных требований для полетов малых коммерческих дронов.

В этой статье будут рассмотрены действующие правила BVLOS в ряде стран и официальные подтверждения того, что полеты вне зоны видимости пилота начинают применяться на международном уровне.

Применение BVLOS в коммерческих и государственных целях

«Существует по-прежнему множество ограничений для коммерческого использования БВС, это касается даже полетов по VLOS. Контроль и инспектирование в таких сферах, как строительство мостов, крыш, башен, зданий, могут осуществляться значительно проще, быстрее, безопаснее и дешевле с применением беспилотных воздушных систем».

Тони Албаниз, Президент Gryphon Sensors

Безусловно, есть сферы, где операций VLOS недостаточно для выполнения задачи, так как сбор полезных и актуальных данных требует широкого территориального охвата.  Перечислим лишь некоторые области коммерческого применения BVLOS:

  • Доставка посылок;
  • Железнодорожные инспекции;
  • Обследование трубопроводов (нефтяных, газовых и других трубопроводов, которые проложены на большие расстояния);
  • Контроль за линиями электропередач;
  • Контроль за ветряными мельницами;
  • Сельское хозяйство (инспекция сельскохозяйственных культур и почв на больших расстояниях);
  • Картографирование.

Полеты по BVLOS могут использоваться в следующих государственных целях:

  • Поиск и спасание;
  • Пожаротушение;
  • Полицейская служба;
  • Охрана окружающей среды;
  • Пограничный патруль.

По действующим нормам США подобные операции должны осуществляться при наличии пилота/оператора. На малой территории быстрее использовать беспилотник по правилам VLOS или работать с партнером, чтобы увеличить границы дозволенного, но очевидно, что эксплуатация дрона  за пределами видимости пилота могла бы сделать полеты гораздо более ценными.

BVLOS было бы эффективно в зонах, где плотный покров деревьев, горы и другие топографические особенности создают помеху для дальней видимости.  Полеты по BVLOS особенно важны в случае, если срочно требуется информация, например,  чтобы найти пропавших прежде, чем они умрут от переохлаждения, или чтобы отыскать жертв лесного пожара. Значительно легче обнаружить вооруженных преступников, которые скрываются неподалеку и представляют собой неминуемую угрозу, если запустить дрон на расстояние, не ограниченное глазом стоящего на земле оператора.

Представляем вам обзор международного опыта нормативного регулирования BVLOS.

Австралия

Полеты по BVLOS допускаются по предварительному разрешению. Операции BVLOS утверждаются организацией CASA (Управление безопасности гражданской авиации).

 «Операция любого типа БВС в Австралии обычно требует, чтобы оператор соблюдал VLOS, если не получено специальное разрешение».

Библиотека Конгресса США

Хотя BVLOS обычно не разрешается, Ассоциация сертифицированных операторов БВС (ACUO) в Австралии призывает к созданию системы Общеконтинентального Управления Воздушным Движением БВС(UTM). Предлагаемая система UTM будет способствовать прозрачной и гармонизированной интеграции всех форм дистанционно пилотируемых судов (RPAS) в австралийское небо, разрешая серьезные проблемы безопасности, создаваемые недобросовестными операторами.

Создание UTM не только позволит выполнять рейсы BVLOS, но и превратит небо Австралии в площадку, где беспилотники летают наиболее безопасно, это создаст стимул для развития беспилотной авиации в Австралии, поиска новых применений для дронов, тестирования и быстрого отслеживания достижений, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Канада

Полеты по BVLOS допускаются по предварительному разрешению.

 «Для операций BVLOS в каждом конкретном случае определяются требования к погодным условиям. Метеорологические условия должны быть подходящими для обеспечения безопасного вылета и посадки воздушного судна».

Министерство Транспорта Канады

24 февраля 2017 года Министерство Транспорта Канады выпустило свое первое разрешение BVLOS-полетов для Ventus Geospatial. В пресс-релизе, анонсирующем новость, сообщается, что испытательный полет будет проводиться в испытательном полигоне для БВС в Foremost Alberta. Коммерческие операторы могут подать единовременную заявку для проведения полетов BVLOS. Пока первым разрешение получил Ventus Geospatial.

Для того, чтобы операции BVLOS были разрешены, операторы должны будут пройти проверку на тренажере и/или тестирование по BVLOS-полетам  и получить оценку  на основании оценочной системы SFOC, разработанной в Foremost, AB, Alma, Qc. Получается, что каждому оператору может потребоваться сначала провести собственное тестирование, чтобы продемонстрировать свою способность безопасно управлять БВС, прежде чем получить разрешение. Но поскольку прецедента их выдачи еще нет, даже в случае успешной сдачи экзамена нет гарантии, что разрешение будет предоставлено.

Летом этого года стало известно, что Министерство Транспорта Канады одобрило тестовые полеты по BVLOS для операторов Drone Delivery Canada Corporation и первые запуски были проведены.

 

Китай

Полеты по BVLOS разрешены с ограничениями.

BVLOS и VLOS полеты имеют разные спецификации. Полеты по VLOS должны происходить в дневное время, приоритетным считается движение пилотируемых самолетов.  Полеты по BVLOS не специфицированы.

 

Дания

Полеты по BVLOS допускаются по предварительному разрешению Управления Транспортом Дании.

В новостях писали о том, что Дания предоставит операторам беспилотников Heliscope и разработчикам программного обеспечения Scopito разрешение на проведение BVLOS-полетов после серии успешных тестов, проведенных в сотрудничестве с правительством. Если разрешение будет предоставлено, эти компании будут одними из первых, которым правительство предоставит постоянную лицензию BVLOS (после швейцарской компании senseFly ). В мае 2017 года был открыт Международный Беспилотный Центр по BVLOS-полетам в Оденсе, где будут проводится испытания c БВС массой до 150 кг на воздушном пространстве площадью 867 кв км.

 

Германия

«Полеты по BVLOS в настоящее время не разрешены. Допускаются только полеты по правилам визуального полета, то есть VLOS-операции, причем дрон не может весить более 25 кг».

Библиотека Конгресса США

В апреле 2017 года стало известно, что были введены новые нормативы, касающиеся регулирования беспилотников, подобные американским. Хотя формально на BVLOS –полеты по-прежнему действует запрет, новые правила установили порядок сертификации BVLOS-полетов в исключительных случаях. Порядок определения подобных исключений устанавливается немецкими властями. Однако, полеты-BVLOS разрешили для БВС массой менее 0,25 кг, в этом случае достаточным условием для запуска является обеспечение Вида от Первого Лица (First-Person-View).

Япония-Въетнам

«Полеты по BVLOS в настоящее время не разрешены. Полеты всех БВС, масса которых превышает 200 г, должны осуществляться в зоне видимости пилота».

Библиотека Конгресса США

В мае 2017 года во Вьетнаме японская компания Terra Drone Corporation  провела первые испытания BVLOS-полетов под руководством Дан Хуэй Дун, вьетнамского вице -министра по делам планирования и инвестиций.

 

Новая Зеландия

Полеты по BVLOS разрешены по сертификату дистанционного пилота.

«В Новой Зеландии БВС могут летать без сертификата на эксплуатацию, если они весят менее 25 кг и соблюдают VLOS. Полеты по BVLOS требуют специального сертификата на эксплуатацию».

Библиотека Конгресса США

27 февраля 2017 года власти Новой Зеландии объявили, что они предоставили Transpower, новозеландской авиационной компании, разрешение на проведение первого полета BVLOS. Transpower будет проводить полет в целях осмотра линий электропередач и башен в горных хребтах Римутака. В марте этого года тестовые полеты состоялись.

 

Польша

Полеты по BVLOS разрешены по сертификату дистанционного пилота.

«В Польше сертификат о подтверждении компетентности операторов БВС позволяет им осуществлять полеты по BVLOS и VLOS. Если масса БВС превышает 25 кг, то на полет требуется разрешение и могут быть введены эксплуатационные ограничения (например, полеты только VLOS и / или с минимальным расстоянием от населенных пунктов, людей и имущества)».

Библиотека Конгресса США

ЮАР

Полеты по BVLOS  допускаются по предварительному разрешению.

«В Южной Африке полеты по BVLOS разрешены только со специального разрешения, основанного на определенных требованиях, которые зависят от того, проходит ли эксплуатация в контролируемом воздушном пространстве или вне его».

Библиотека Конгресса США

Швеция

В настоящее время полеты по BVLOS  не разрешены (хотя возможны исключения).

«Шведские нормативы требуют, что БВС , массой менее 7 кг и имеющие уровень кинетической энергии не выше установленного, должны летать в зоне прямой видимости VLOS».

Библиотека Конгресса США

Швейцария

Полеты по BVLOS допускаются по предварительному разрешению.

«Операторы должны управлять БВС в зоне прямой видимости — VLOS. Специальное разрешение на полеты вне зоны прямой видимости – BVLOS — может быть предоставлено, если нет угрозы другим участникам воздушного пространства и третьим лицам, находящимся на земле. Доступ к получению подобного разрешения сильно ограничен – заявки на BVLOS-полеты должны соответствовать множеству строгих требований».

FOCA – Federal Office of Civil Aviation

9 февраля 2017 года власти Швейцарии предоставили постоянное (не единовременное) разрешение на проведение BVLOS-полетов компании senseFly . Разрешение накладывает несколько строгих условий: дроны eBee, принадлежащие компании, должны соблюдать максимальную высоту полета 500 футов над уровнем земли и 1000 футов над зонами городов, а также они должны быть под присмотром визуальных наблюдателей. Эти наблюдатели должны контролировать участки воздушного пространства радиусом 2 км и другие воздушные суда. Им также должна быть обеспечена возможность мгновенной связи с оператором беспилотника в случае возникновения проблем.

«В Швейцарии впервые разрешены BVLOS-полеты в масштабах всей страны в любое время суток, и мы рады работать в тесном контакте с FOCA для того, чтобы стать первыми в практике гибкого, расширенного использования BVLOS. И хотя разрешение дано только для senseFly, оно открывает двери нашим швейцарским клиентам eBee для получения аналогичных гибких условий полета. Возможность реализации новых, еще более сложных и масштабных проектов, в свою очередь, позволит им развивать свой бизнес».

Джен-Кристоф Зуфери, генеральный директор senseFly

Это действительно важные новости для беспилотной авиации в целом. Чем больше государств соглашаются разрешать BVLOS, тем более вероятно, что другие страны последуют этому примеру.

Великобритания

В настоящее время полеты по BVLOS  не разрешены.

«В Великобритании полеты БВС массой менее 20 кг должны осуществляться в зоне прямой видимости , достаточной для того, чтобы проследить путь малого БВС по отношению к другим летательным аппаратам, людям, транспортным средствам и системам и не допустить столкновения».

Библиотека Конгресса США

Хотя официальное законодательство Великобритании не разрешает проведение BVLOS-полетов, AmazonAir недавно выполнила первую тестовую доставку по системе BVLOS. Это приводит к выводу о том, что тестирование BVLOS возможно и в будущем будет разрешено, хотя будет регулироваться требованиями безопасности.

 

США

В настоящее время полеты по BVLOS не разрешены.

«Дрон должен постоянно находится в поле зрения. В качестве альтернативы может быть использован First Person View – Вид От Первого Лица (прим. дистанционное управление беспилотников с использованием на борту камеры) или аналогичная технология, требующая наличие контролеров, которые наблюдают за самолетом с земли невооруженным взглядом (без бинокля). Однако, даже если оператор использует такого визуального наблюдателя,  он должен соблюдать требования безопасного полета».

FAA

Хотя Часть 107 FAR в настоящее время запрещает полеты BVLOS, еще в мае 2015 Инициатива Focus Area FAA Pathfinder позволила железнодорожной компании BNSF объединиться с производителем беспилотного оборудования Institu, чтобы проводить эксперименты с BVLOS-полетами для проверок железных дорог.

BNSF и Insitu объявили об успешных полетах BVLOS в январе 2016 года:

«Пример демонстрирует, что в дополнение к традиционным методам слежения за железнодорожным транспортом беспилотные летательные аппараты могут не только улучшить контроль, но и заменить сотрудников, которые подчас работали в суровых условиях и получали увечья».

Похоже, что эти усилия приносят плоды. Только в прошлом месяце администратор FAA Майкл Уэрта объявил на ежегодной конференции CES, что FAA начинает работу над нормативной базой для операций BVLOS. Они, безусловно,  должны включать  новые технологии обнаружения и предотвращения, а также тестирование на безопасность.  Хотя для обеспечения безопасности и надежности полетов BVLOS необходимо провести еще много проверок, тестовые полеты проводятся и весьма успешно. Недавно НАСА проводило испытательные полеты BVLOS в Рино,  в ближайшем будущем таких примеров будет все больше.

 

Новые технологии, которые могут ускорить разрешение BVLOS-полетов

Такие компании, как Gryphon Sensors и AirMap, работают над созданием функциональных систем Управления Воздушным Движением БВС (UTM). Эти системы могли бы значительно ускорить разрешение полетов по BVLOS во всех странах.

UTM или система Управления Воздушным Движением БВС — это система, с помощью которой дроны безопасно и эффективно интегрируются в различные национальные воздушные системы. UTM включает в себя универсальные стандарты для автоматической регистрации дронов, открытые системы идентификации, защищенные данные о полетах, точные и достоверные данные 3D-картографии, метеорологическая информация в динамике и т.д.

UTM — это огромный пазл в мозаике BVLOS. Эта система обеспечивает безопасные полеты по BVLOS, позволяя всем беспилотным летательным аппаратам на конкретной территории быть связанными единой системой (в отличие, например, от Швейцарии, в концепции UTM которой по-прежнему требуется наблюдение помощником внешнего пилота БВС (наблюдателем) за другими летательными аппаратами с земли).

UTM также представляет возможное решение по вопросу об упрощении процедуры пересечения национальных границ путем предоставления информации ведомствам других стран. Более того, это упростит обмен информацией между различными площадками БВС.

Таким образом, в вопросе о разрешении постоянных BVLOS–полетов сегодня локомотивами прогресса являются Швейцария и Дания, чьи проекты совместно с компаниями  senseFly и Heliscope / Scopito  уже  задали нужный тон всему миру. Какое же государство будет следующим? Алан Перлман предполагает, что Соединенные Штаты уже вполне готовы встряхнуть беспилотную авиацию своим примером.

По материалам статьи АЛАНА ПЕРЛМАНА, основателя UAV Coach и сертифицированного пилота.

16 февраля 2017 года

 

P.S. Вопросы интеграции БВС в воздушное пространство и, в частности, UTM, как один из этапов такой интеграции, активно решаются и в России. В настоящее время разработка соответствующей концепции ведется рабочей группой при Комиссии при Президенте Российской Федерации по АОН, и рабочей группой Аэронет НТИ. Конструктивное взаимодействие двух групп, возможная реализация и апробация нескольких методик и технологий позволит в ближайшем будущем снять многие барьеры использования беспилотников по BVLOS и в нашей стране.

 

По материалам Ассоциации АЭРОНЕТ