Одной из основных проблем при мониторинге зон ЧС является ограниченная эффективность пилотируемой авиации в силу высоких финансовых затрат как на сами воздушные суда, так и на летный и обслуживающий их персонал и инфраструктуру. Кроме того, значительным ограничением также служит и человеческий фактор: уязвимость организма пилота к агрессивным воздействиям внешней среды: радиация, токсичные и взрывоопасные вещества, патогенные организмы и шум.
В качестве замены авиационного наблюдения стал использоваться спутниковый мониторинг земных поверхностей, однако, несмотря на перспективность метода, он так и не смог стать полноценной альтернативой. В виду низкой разрешающей способности спутников небольшие возгорания могут остаться незамеченными, а обновление информации только 4 раза в сутки не обеспечивает необходимой оперативности.
В свете перечисленных обстоятельств наиболее успешным направлением для решения проблем мониторинга ЧС является применение БПЛА. Специалисты Агентства Стратегических Инициатив считают, что российская индустрия БПЛА будет развиваться именно в этом направлении, фокусируясь на профессиональных рынках и государственных структурах, в том числе – МЧС.
Международный опыт применения беспилотников говорит о том, что на данный момент во многих странах идет разработка концепций реального применения БПЛА для гражданских целей, в том числе, и для спасения жизней. Например, израильский дрон Firebird 2001, поставляемый также в США и Канаду, применяется для контроля пожарной ситуации в лесных массивах, а в Голландии создан БПЛА для оказания первой медицинской помощи.
В зависимости от технического оснащения, БПЛА могут выполнять следующие задачи:
- получение аэрографических снимков местности, 3D-визуализация
- обеспечение непрерывного мониторинга и прогнозирования развития чрезвычайных ситуаций (фото/видео)
- координация между командами спасателей и штабом для более эффективного управления спасательной операцией и снижения потерь
- автоматический мониторинг территории без участия оператора на предмет возникновения ЧС (возгорания/наводнения, неисправности на энергетических объектах – ЛЭП, газопровод)
- поиск людей и животных с помощью тепловизора
- обеспечение проведения работ на объектах с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей (высокие концентрации токсичных веществ, радиация, неустойчивые строительные конструкции)
- доставка спасательных средств, медикаментов и средств жизнеобеспечения (вода, еда) в районы ЧС
- информирование населения о возникновении ЧС с помощью громкоговорителя
- пеленгация сигналов мобильных телефонов пострадавших в ЧС и обеспечение с ними связи в условиях отсутствия покрытия сотовой сети
- ретрансляция радио- и телесигналов при отсутствии прямой радиовидимости
- проведение спектрального анализа земной поверхности для предупреждения экологических бедствий и катастроф
- обеспечение контроля и безопасности движения спасательных транспортных средств
Перечисленные задачи становятся осуществимыми за счет очевидных преимуществ БПЛА перед другими пилотируемыми воздушными силами, в частности, большой скорости и эффективности реагирования, маневренности, возможности полета на сверхмалых высотах и полной безопасности для пилота.
Примерными требованиями для спасательного дрона, в зависимости от его назначения, являются:
- цифровая видеокамера
- тепловизионная инфракрасная камера
- цифровой фотоаппарат
- детектор гамма-излучения
- фара/громкоговоритель
- газоанализатор
- пылемер
- дистанционный детектор метана
- лазерный дальномер
- лазерный сканер земной поверхности
- устройство сбора-дозатор
- подвесной контейнер, манипулятор
- магнитометрическое оборудование
- прожектор